Как выбрать бизнес-тренера. Критерии отбора для 100% результата.
Для тех, кто не готов вникать в подробности, кратко по критериям:
1. Ориентация по темам, специализация тренера.
2. Форма обучения и инструменты подачи материала.
3. Личный практический опыт.
4. Ответственный подход к запросу заказчика.
5. Личность тренера, его стиль общения.
6. Рекомендации и отзывы.
7. Образование.
8. Стоимость.
9. Известность, имя.🤔
А теперь раскрою каждый пункт подробнее:
1. Ориентация по темам. Выбираем специалиста исходя из его экспертной специализации и наших целей. Если тренер спец в управлении, стратегическом развитии компаний, а нам нужно прокачать навыки продаж, то целесообразнее поискать более релевантного кандидата. Эксперты сразу во всех сферах лично у меня вызывают недоверие.
2. Форма обучения и инструменты подачи материала. Еще А.В. Суворов говорил: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Тренинг – это форма обучения, которая подразумевает баланс теории и практики. Если тренинг состоит в основном из игр, упражнений, интерактивных программ, мозговых штурмов и прочих практических отработок, то такой тренинг больше напоминает развлекательное мероприятие. Весело, активно, интересно, но нет подкрепления в теории, непонятно что мы отрабатываем. Если акцент смещен на теорию, то это уже больше похоже на лекцию, нет отработки и тренировки навыков. Как всегда, истина где-то посередине - примерно 50% теории, 50% практики.
3. Личный практический опыт специалиста. Если тренер обучает продажам, то он сам должен уметь продавать, если обучает ораторскому мастерству, то он умеет заворожить аудиторию. Слушателям нужны примеры из реальной практики, а не из книг. Только лично прочувствованный опыт может быть отрефлексирован в инструменты, и человек, обладающий им, глубоко понимает сложность и нюансы задачи.
4. Ответственный подход к запросу. Специалист должен точно понимать, соответствует ли его экспертиза, методы, специализация, инструменты и опыт тем задачам, которые стоят перед заказчиком. Хороший бизнес-тренер сначала вытащит из вас ответы на вопросы, которые объясняют именно ваш запрос. Какие у вас задачи и цели? Какого результата вы хотите достичь? Что должно измениться после тренинга? По каким критериям будете оценивать результат? Причины возникновения проблемы, может она не исправляется тренингом и т.д.
5. Личность тренера, его стиль общения, принципы, коммуникативные особенности. Обязательно нужно поговорить со специалистом, в идеале – вживую. Личная встреча, бесплатный или недорогой демо-тренинг, сессия помогут решить, подходит ли вам его подход и стиль общения.
6. Рекомендации и отзывы. Мой личный опрос показывает, что большинство заказчиков предпочитают искать бизнес-тренера по рекомендациям от своих знакомых. Но что делать, если среди знакомых нет хорошего специалиста? Можно запросить у бизнес-тренера рекомендательные письма и отзывы от его клиентов. Важно только учитывать несколько нюансов: во-первых, многие клиенты не готовы давать свои отклики, а кто-то вообще настаивает на NDA (соглашение о неразглашении сотрудничества). Во-вторых, в наш век ИИ, проще простого сгенерировать любые письма, рекомендации и отзывы, а многие заказчики не готовы давать свое согласие на передачу их контактов для подтверждения информации. Поэтому, если есть возможность проверить отзывы, то можно попытаться это сделать.
7. Образование. Конечно, если у специалиста есть дипломы, сертификаты и иные документы об образовании, у него есть высшее образование, он сам прошел многочисленные тренинги, курсы, лекции, а активное саморазвитие – это постоянная часть его жизни, профессионального и личностного роста, то это повышает шансы на то, что специалист является экспертом и профессионалом своего дела. Однако, в России нет академического образования по бизнес-тренерству, а курсам я всегда предпочту практический личный опыт.
8. Стоимость. Ну и наконец, важным критерием является цена. Здесь тоже есть несколько нюансов, на которые нужно обращать внимание.
* Цена будет выше, чем в среднем по рынку, если специалист уже имеет громкое имя. "Звезды" запрашивают «звездные» гонорары.
* В агентствах цена будет выше, чем у фрилансеров.
* Если тренер работает индивидуально, проводит дотренинговый анализ, адаптацию существующих или создание индивидуальных программ, изучает клиента, его ситуацию, готовит раздаточный материал, подбирает актуальные упражнения, то это все занимает время и трудозатраты, которые входят в цену тренинга.
* Так же в цену включаются: опыт, годы практики, сотни часов обучения, затраты на продвижение, уровень экпертизы, энергозатраты, фактические часы подготовки и проведения тренинга, сопутствующие расходы.
Здесь важно помнить, что цена должна соответствовать фактической ценности продукта.
9. Известность тренера. Выделяю этот пункт отдельно, так как для кого-то будет важным критерием выбора популярность тренера. Верно, имя человека – часть его репутации. Человек достиг успехов, громкого имени в отрасли и это, как минимум, заслуживает уважения, как максимум, вызывает доверие к его подходу, знаниям, экспертизе.
На мой взгляд, это основные критерии, на которые точно нужно обращать внимание при выборе бизнес-тренера.
Желаю вам взвешенных решений в непростых выборах!